Песочная терапия в работе логопеда, психолога

Песочная терапия в работе логопеда, психолога

Песочная терапияНарушение познавательных функций и речи у детей часто сопровождается эмоциональными сложностями и, как следствие, проблемами в поведении, в отношениях со взрослыми и сверстниками, сниженным эмоциональным фоном и другими «вторичными» трудностями. Это связано с тем, что ребенок с нарушениями развития чувствует, что он не может соответствовать требованиям окружающих его людей, не оправдывает их ожиданий, не справляется с тем, что его сверстники могут делать легко и непринужденно. Зачастую это его расстраивает, тревожит, самооценка ребенка снижается. И особенно острыми эти переживания становятся в отношениях с родителями они могут испытывать чувство вины, стыда, злости и раздражения на ребенка и сложившуюся ситуацию, неловкость и напряжение в общении с другими людьми. Ребенок, являясь частью семьи, не может не чувствовать этого.

С другой стороны, проблемы в отношениях в семье, конфликты, невротизированность, непонимание и отсутствие поддержки могут приводить к речевым проблемам, проблемам в общении, учебе (сложности усвоения нового материала, нарушениям внимания, памяти, страх отвечать, пассивность в учебной деятельности). Эти проблемы, к сожалению, могут стать единственно возможной попыткой ребенка обратить внимание на него, на его потребности и переживания в семье.

Это сложные ситуации для всей семьи, в которых может понадобиться помощь специалиста.

Песочная терапияПесочная терапия как игровой подход в работе с детьми берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге «Игры на полу» («Floor Games», 1911) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли «Мой мир». Таким образом, именно дети дали название новой методике работы «Техника Мира» (World Technique).

В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением и стала родоначальницей юнгианской песочной терапии (Sandplay) как отдельного психотерапевтического направления.

Песочная терапия эффективна в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Она помогает выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как говорила Дора Калфф, песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях. Это становится возможным в безопасном пространстве, где человек как взрослый, так и ребенок, — чувствуя, что он не один, и одновременно с этим свободен и защищен, может превращать внутренние тревожащие образы в видимые, осязаемые.

Песочная терапия эффективна при работе с травматическими переживаниями, с психосоматическими расстройствами, при сложностях в общении, при желании понять себя, разрешить свои внутренние противоречия. Она может быть эффективной как для рациональных, интеллектуализирующих, «мыслительных» людей, так и для тех, кому сложно высказать, подобрать слова для своих переживаний, кто боится своего внутреннего голоса и не хочет его слышать. Детям поднос с песком помогает справиться с высокой тревожностью, пассивностью, чувством изолированности и одиночества, школьными трудностями, причинами которых часто становятся эмоциональные проблемы ребенка.

Записаться на прием к психоаналитику

comments powered by HyperComments