Работа с гиперактивным ребёнком

Работа с гиперактивным ребёнком

Работа с гиперактивным ребёнкомЧто делать, если у вас гиперактивный ребёнок?

Проблема гиперактивности у детей в последнее время получила довольно широкое распространение. Основные причины этого отклонения:

  • различные нарушения беременности и родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.)
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша

Отметим, что синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, поставить его может специалист-невролог.

Признаки проявления гиперактивности:

  • повышенная двигательная активность: совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле, не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;
  • дефицит внимания: легко отвлекается на внешние раздражители, не способен концентрироваться на одном действии; часто переходит от одного незавершённого дела к другому;
  • импульсивность, повышенная возбудимость — например, не способен играть спокойно и тихо;
  • бытовая рассеянность и неосмысленность поступков: часто теряет в школе и дома нужные вещи; совершает и участвует в физически опасных предприятиях, не сознавая их возможных последствий;
  • нарушения речевой коммуникации: часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца; часто перебивает других, бывает назойливым; производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи; чрезмерно разговорчив;
  • трудности в обучении: неспособен выполнить задание, хотя понимает суть просьбы; повышенная умственная утомляемость; затруднения в запоминании нового материала;
  • психофизические проявления: плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня

Поведенческие проблемы, с которыми часто сталкиваются родители гиперактивных детей, являются следствием физиологических проблем, справиться с которыми самостоятельно ребенок не в состоянии.Помощь гиперактивному ребенку должна быть комплексной: медицинской, педагогической, психологической.

Для эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком рекомендуется:

  • поддерживать дома спокойную атмосферу, избегать вызывать в нём сильные эмоции (как отрицательные, так и положительные)
  • ограничить до минимума количество отвлекающих факторов в окружающей обстановке
  • поддерживать высокую динамичность в деятельности, избегать длительной монотонной работы, делать частые перерывы с возможностью «двигательной разрядки»
  • большие задания разбивать на несколько последовательных частей
  • похвалу или порицание высказывать сразу же за совершенным поступком

Родители играют огромную роль в процессе реабилитации: именно они могут обеспечить общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребёнка, создать комфортную обстановку дома, наладить продуктивное взаимодействие со специалистами.

Как помочь гиперактивному ребенку дома?

  • Такому ребёнку просто необходим чёткий распорядок дня и домашняя обстановка, защищающая его от перевозбуждения. Ошибочно думать, что гиперактивные дети не устают. В коре головного мозга происходят процессы возбуждения и торможения, которые в норме уравновешены. Проблема гиперактивного ребенка в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому усталость у него может сопровождаться нарастанием двигательной активности и эмоционального возбуждения до тех пор, пока не выльется в истерику.Если родители замечают признаки перевозбуждения у своего ребенка, им нужно сразу же предпринять меры по созданию спокойной обстановки: снизить количество возбуждающих факторов, активные игры и занятия сменить на более умиротворяющие.
  • Импульсивность гиперактивного ребёнка создает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой,и здесь ему требуется помощь взрослых. Лучше всего, когда за несколько минут до начала новой деятельности ребёнка об этом предупреждают. Например, если ребенок играет, а вам нужно выходить на улицу, можно сказать: «Через 10 минут игра заканчивается, и мы одеваемся на улицу. Хорошо?», затем ещё раз: «Через 5 минут будь готов закончить игру, мы одеваемся на улицу.»
  • Если родители хотят добиться того, чтобы их гиперактивный ребёнок слышал и выполнял их просьбы, нужно научиться правильно говорить с ним.Указания должны быть короткими, содержать не более 10 слов, сказаны твердым, спокойным тоном. В одной просьбе должно быть только одно задание, следующее добавляется после того, как выполнено предыдущее.
  • Гиперактивному ребёнку для ощущения собственной безопасности необходимы чёткие границы дозволенного и оценка взрослым его поведения. И здесь очень важно, чтобы эта оценка была максимально объективной и информативной для ребёнка. Сравните: «Какой ужас! Ты разбил эту вазу! Зачем ты её схватил?!» и «Ты хотел помочь мне поставить цветы в вазу, но она оказалась слишком тяжелой. Думаю, ты расстроен этим не меньше, чем я. Сейчас нам нужно будет сделать уборку». Как правило, гиперактивный ребенок очень переживает из-за своего «неправильного» поведения, и спокойное отношение родителей к «неудачам» позволяет ему сохранять позитивную самооценку и улучшать самоконтроль. Да, часто родителям для этого нужно научиться сдерживать привычные эмоциональные реакции, и это очень нелегко! Но, поверьте, вам, взрослым умным, опытным людям сделать это во много раз проще, чем вашему малышу!

Важно!

Часто гиперактивные дети обладают способностями в каких-то областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию. И родители таких детей стараются развивать способности любимого чада, загружая его дополнительными занятиями. Однако повышенные требования и высокая интеллектуальная нагрузка приводят к тому, что ребёнок переутомляется и становится «невыносимым». Родителям нужно помнить, что чувствительная нервная система ребёнка нуждается в щадящем режиме, и возрастание нагрузки должно быть очень постепенным.

Отлично, если в арсенале родителей есть система поощрений, и ребёнок, выполняющий требования родителей, знает, что заслуживает определённое вознаграждение (и это не обязательно что-то материальное).

Ограничений, запретов «нельзя», должно быть немного, они проговариваются ребёнку в чёткой и непреклонной форме и касаются вопросов безопасности его самого и окружающих. Желательно, чтобы ребёнок знал, какие санкции последуют за нарушением того или иного запрета. При этом все взрослые члены семьи должны быть последовательны в соблюдении этих правил: «нельзя» одинаково запрещено и у мамы, и у папы, и у бабушки и т.д. Что касается действий ребёнка, которые просто не нравятся вам, то у вас есть выбор:

  • терпеть, сообщая ребёнку о своих чувствах
  • создать игровую ситуацию, которая преобразует неприятное вам действие в более приемлемое
  • предложить ребёнку выбрать какое-то другое занятие
  • создать такую обстановку, в которой нежелаемое действие просто невозможно совершить. Например, если вы запрещаете ребёнку брать свой мобильный телефон, просто не оставляйте его в поле зрения малыша

Пример из практики

Владику 5 лет, у него синдром гиперактивности и задержка речевого развития. Родители жалуются на капризность, агрессивность сына, нежелание его выполнять требования. Постепенно проясняем обстановку дома: большая часть действий ребёнка сопровождается «нельзя», «не трогай!», «отойди!», «перестань!» Предлагаю родителям представить себя на месте маленького мальчика, плохо разбирающегося в законах этого мира, которому из природной любознательности и лучших побуждений хочется всё попробовать, и которому почти всё «нельзя». Папина реакция была очень показательна: он покраснел и выпалил: «Да я бы просто всех послал!!!» После этой консультации обстановка в семье Владика существенно улучшилась, а вместе с ней и состояние ребёнка.

Как может помочь психолог семье, воспитывающей гиперактивного ребёнка?

  • консультирование взрослых, воспитывающих его. Специалист поможет родителям увидеть направления, в которых можно дома развивать именно их ребёнка, окажет эмоциональную поддержку(часто родители страдают от высказываний знакомых и незнакомых людей по поводу воспитанности их гиперактивного ребёнка), подскажет возможные пути нормализации внутрисемейных взаимоотношений.
  • Работа с ребёнком: создание обстановки безопасности, доброжелательности и эмоциональной поддержки. В результате снижается нервное напряжение ребёнка, тревожность, устраняются проявления агрессии. С помощью игр и заданий развиваются внимание, самоощущение, навыки двигательного контроля и контроля поведения.Повышается эмоциональная компетентность ребёнка и совершенствуются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В зависимости от возраста и индивидуальных предпочтений ребёнка на занятиях могут использоваться:

  • игровая терапия
  • арттерапевтические (лечение искусством) и релаксационные техники
  • песочная терапия.

Расхожая фраза: «Любовь способна творить чудеса» как нельзя более актуальна в случае работы с гиперактивным ребёнком. Если к родительской любви добавить немного знаний и усилий, а также много терпения, «проблемы гиперактивности» отойдут на второй план, а с вами всегда будет радость общения с вашим любимым ребёнком. Удачи!

comments powered by HyperComments