Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышленияНа современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.

В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.

Еще в начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.

Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:

  • способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
  • критичность мышления (обнаружение разного рода ошибок, рассогласований) и способность выявлять противоречия;
  • прогнозирование возможного развития событий;
  • способность видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;
  • умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;
  • порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Что же такое творческое мышление? Известный американский психолог Э. Фромм определяет его как «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, …нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Близко к понятию «творческое мышление термины «креативность» и «дивергентное мышление». Под креативностью понимается способность находить в быстром темпе разные способы решения задач. Лежащий в основе этой способности комплекс особенностей мыслительного процесса Дж. Гилфорд назвал дивергентным мышлением.

В психологических исследованиях выявлен целый ряд таких особенностей, взаимосвязанных и образующих целую структуру: 

  • Быстрота мышления – способность высказывать максимальное число идей за короткий промежуток времени.
  • Гибкость мышления – способность видеть проблему с разных сторон, богатство ассоциативной деятельности, заключающееся в установлении очень далеких ассоциаций, нахождение сходства в явлениях, на первый взгляд ничем не связанных.
  • Оригинальность мышления – своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность находить необычные ответы.
  • Синтетичность мышления – способность охватить все проблемное поле одним взглядом.
  • Точность (завершенность) – логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН среди учащихся 14-16 лет, которые можно преобразовывать.

Цели и задачи:

  • стимулирование способности к размышлению;
  • развитие творческого мышления;
  • сплочение коллектива;
  • развитие коммуникативных навыков.

Интерпретация картинок

Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.

Придумывание рассказа

Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.

Хорошо – плохо

Подгруппам раздаются карточки с написанными на них различными ситуациями (например: 1) Весь день льет дождь. 2) Вас подстригли очень коротко. 3) Вам наступили на ногу. 4) Вы заблудились в чужом городе). Участникам предлагается проанализировать эти ситуации с точки зрения «положительных» и «отрицательных» его последствий. За определенное время (в зависимости от возраста и количества участников – 10-20 минут) группами составляются списки таких последствий и затем зачитываются и обосновываются. Результаты оцениваются по количеству и оригинальности последствий, желательно, чтобы положительных последствий было не меньше отрицательных.

Например, при анализе явления «весь день льет дождь» «положительными» моментами могут быть названы следующие: быстрее начнут расти грибы, станет свежее, можно увидеть радугу, «отрицательные» последствия: появится грязь, можно промокнуть и заболеть, проезжающая машина может забрызгать водой из лужи. В ситуации «Вас подстригли очень коротко» положительное – не жарко, не нужно тратить деньги на шампунь, не нужно носить с собой расческу, отрицательное – шапка становится велика, голове холодно, заметныоттопыренные уши. При анализе ситуации «Вам наступили на ногу» положительным может быть названо: можно познакомиться с новым человеком, наконец-то почистим ботинки или купим новые, разбудили в автобусе, обратили внимание, что надели разные; «отрицательными» последствиями являются: больная нога, испорченное настроение, грязная обувь. В ситуации «Вы заблудились в чужом городе» положительным является то, что можно посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми, можно совершить необычные поступки, отрицательным в данной ситуации является: потраченное время, можно замерзнуть и заболеть.

Индукция

Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Киев»). Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко – фрукт, плод, продукт питания, товар, шар; бензин – топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель; Харьков – город, областной центр, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.

comments powered by HyperComments