Автоматизация звука через игру

Автоматизация звука через игру

Автоматизация звука через игруАвтоматизация звука – это закрепление правильности движений органов артикуляции в процессе произнесения того или иного звука.

Перед тем, как приступить к автоматизации звука, его следует научиться произносить отдельно от других звуков. Как правило, у ребенка или взрослого человека, произносящего звук неправильно, уже сложилась привычка дефектного произношения. И даже когда сам по себе звук поставлен, в контексте речи он хрупок. Автоматизируя звук в речи, мы избавляемся от негативного стереотипа и закрепляем новый, правильный.

К сожалению, процесс автоматизации звука может затянуться: ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах и фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет малыша. У него снижается интерес к занятиям, что ведет к ухудшению результатов коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, логопеды используют разнообразные творческие задания и дидактический материал.

Что дают игровые приемы и упражнения:

  • пробуждают в малыше желание активно участвовать в коррекционном процессе
  • активируются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления
  • развиваются общая и мелкая моторика
  • развиваются глазодвигательные функции
  • формируются графомоторные навыки
  • формируются навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости)
  • оптимизируется процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов
  • повышается познавательная активность и работоспособность ребенка
  • регулируются поведенческие трудности детей: они приучаются подчиняться правилам игры

Мы расскажем об игровых приемах по закреплению правильного звукопроизношения, которые можно использовать не только в автоматизации изолированных звуков, но и для закрепления звуков в слогах и словах.

“Нанизывание прищепок”

Малышу предлагается закрепить прищепки на вырезанные из цветного картона фигуры (солнце, еж, елка шар и т.д.), затем проговаривается отрабатываемый звук.

“Упражнение с волчком”

Ребенок раскручивает игрушку – волчок поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняем сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Волчок крутится, малыш произносит отрабатываемый звук.

“Сухой бассейн”

Малышу предлагается найти игрушку в емкости с горохом (фасолью) и произнести звук (слог, слово).

“Дорожка”

Закрепляем на стене (рисуем на бумаге) схему: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребeнок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук длительно, коротко или отрывисто.

“Ромашка”

На лепесточке приклеены картинки с нужным звуком. Ребенок четко произносит название картинки.

“Лабиринт”

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук.

“Построй замок”

Малыш собирает из кубиков постройку и произносит звук (слог, слово).

“Магический экран”

Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (пособие можно купить в магазине, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.

“Поющая веревочка”

Ребeнок выкладывает верeвочку (разноцветные шнурки, тесeмки) по нарисованной линии и тянет звук.

“Шарик”

1 вариант: во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, металлический).

2 вариант: мячик – “eжик” ребeнок прижимает к столу указательным пальцем, затем перекатывает к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии отрабатывают нужный звук.

3 вариант: малыш прокатывает мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.

“Раз – шажок, два – шажок…”

1 вариант: ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук.

2 вариант: пальчики малыша шагают по отверстиям кухонной решетки.

3 вариант: на пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

4 вариант: ребeнок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

“Живые игрушки”

На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребeнок берeт игрушку, перепрыгивая с цветка на цветок, называет отрабатываемый звук.

“Скажи столько же раз”

1 вариант: бросить кубик, посчитать точки. Ребeнок должен сказать заданный звук столько раз, сколько точек выпадает на кубике (опора на зрительный анализатор). Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.

2 вариант: ребeнок послушает, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и говорит столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).

3 вариант: ребeнок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Малыш считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

“Цветные бусинки”

На резинке прикреплены цветные бусины. Ребeнку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

“Таблицы”

Ребeнку предлагаются таблицы с разными рисунками. Обводя определенный рисунок, малыш произносит длительно звук. Можно зачёркивать рисунок, можно дотрагиваться пальчиком и произносить звук.

“Разноцветные прищепки”

На стене прикрепляем шнурки четырех цветов. Ребeнок достает из мешочка прищепку, закрепляет еe на верeвке соответствующего цвета и произносит звук.

“Геоконт”

Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребeнку предлагается найти штыречки определённого цвета, дотронуться до них и назвать звук. Затем ребёнок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).

“Сыпучий материал”

Ребeнок пальчиками рисует на ровной поверхности, посыпанной манкой или песком, и «шипит», «свистит», «рычит».

“Клубочек”

Ребeнок наматывает нитки на клубок и произносит (шта-што-шты-шту, ас-ос-ус и т.п.).

“Пирамидка”

Ребeнок собирает пирамидку, проговаривая требуемый звук (слог, слово).

“Шнурок с узелками”

Малыш собирает шнурок в ладошку, произнося звук (слоги, слово).

“Семечки”

Ребeнку предлагается выложить из семечек дорожку, проговаривая отрабатываемый звук.

“Ступеньки”

1 вариант: ребeнок шагает пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

2 вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счeтных палочек, спичек, кубиков. Шагает пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

“Гармошка”

Сложить листок «гармошкой», приклеить картинки с нужным звуком. Ребёнок произносит слово, выделяя звук.

“Веселый мяч”

Ребeнку предлагается произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

“Говорящий карандаш”

Рисуем на листе бумаги различные линии, малыш обводит линии и тянет звук.

“Колокольчик”

Ребeнок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

Нескучных Вам занятий!

comments powered by HyperComments