Развиваем фонетический слух: 14 упражнений от простого к сложному

Развиваем фонетический слух: 14 упражнений от простого к сложному

Развиваем фонетический слухПочему важно развивать фонематический слух? Это – залог правильного произношения, а затем – чтения и письма.

  1. Угадай звук. Попросите ребенка закрыть глаза и произведите тот или иной бытовой шум – переливание воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери. Спросите ребенка: что он услышал?
  2. Шумящие мешочки. Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки или коробочки разные “ингредиенты” – крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок закрывает глаза, а вы берете тот или иной мешочек и трясете им. Ребенок отгадывает по звуку, что внутри мешочка.
  3. Волшебная палочка. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет “зазвучал”.
  4. Жмурки. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
  5. Повтори хлопки. Ребенок должен повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например – 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка.
  6. Узнай свой голос. Запишите на кассету разные голоса – близких людей и самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
  7. Громко-тихо. Договоритесь, какие действия ребенок будет производить, когда вы говорите громко, и какие – когда тихо.
  8. Слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  9. Верно-неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
  10. Хлопки = слова. Проговорите слова разной длины, интонационно разделяя на слоги. Затем повторите то же самое, сопровождая каждый слог хлопком: па-па – 2 хлопка, ло-па-та – з хлопка, ба-ле-ри-на – 4 хлопка. Далее предложите ребенку самостоятельно “отхлопать” количество слогов в слове.
  11. Хлопни, когда услышал звук. Выберите один звук и четко его произнесите, подберите слоги и слова, где он отчетливо слышен. Затем произносите ряды звуков, слоги, короткие слова, где есть и где нет заданного звука. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит ряд, слог или слово, в котором содержится заданный звук.
  12. Сколько звуков. Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  13. Похлопаем. Выберите один звук, задайте его ребенку. Затем произносите разные слова, в том числе начинающиеся с заданного звука. Когда ребенок слышит такие слова, он хлопает в ладоши.
  14. Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – и ему нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л: мы.о, ку.ак, .ампа.
comments powered by HyperComments